Энергия гнева, пожалуй, самая сильная из всех эмоциональных энергий, доступных человеку. Именно поэтому ее активное проявление вызывает страх и находится под негласным запретом в нашем обществе. Нам с ранних лет прививается идея о недопустимости выражения и даже чувствования малейшего намека на гнев. Более того, мы всячески пытаемся избежать даже употребления слова «гнев» в отношении своих чувств. Мы говорим: «Я раздражен», «Я рассердилась», «Я обиделась». При этом вряд ли кто скажет: «Я разгневан». Гнев в массовом сознании превратился в нечто запретное, он разрешается только тогда, когда он праведный. Если я гневаюсь – значит я потерял контроль над собой и плохо собой владею, именно эту идею прививает наш социум.
Тем не менее, это всего лишь название эмоции, гнев в этом смысле не отличается от других наших эмоций. Но отношение к этому названию достаточно ярко показывает отношение к гневу в целом.
В восточной философии гнев считают проявлением энергии ветра. И в этом есть смысл, ведь человек, охваченный гневом, может действовать настолько быстро, сильно и безрассудно, как никогда раньше. Гнев приходит как ураган: секунду назад его не было, и вот вы уже захвачены им. Он всегда требует выражения, неважно, словом или действием.
Любой гнев, как бы мы его ни называли и по какому бы поводу он ни возник, всегда является следствием нашего желания или страха. В случае, когда мы напуганы, агрессия является формой защиты, ведь лучшая защита – это нападение. Очень часть в основе хронического агрессивного поведения и у мужчин, и у женщин лежит попытка спрятать от окружающих себя и свое безграничное чувство страха. Постоянно набрасываясь на окружающих и подавая им сигналы угрозы, такие люди как бы создают вокруг себя безопасное пространство.
Другая причина возникновения гнева – это желания, которые мы не можем удовлетворить сразу же, как только они возникают. Что бы ни препятствовало достижению желаемого, какая бы причина ни встала бы между нами и объектом желания, – мы будем злиться на эту причину. Невозможность реализации желания в данный момент времени порождает гнев, как средство к получению желаемого. Гнев дает нам энергию для того, чтобы попытаться заполучить желаемое. Чем больше у человека нереализованных желаний, тем легче и быстрее он впадает в гнев даже по малейшему поводу.
Важно запомнить, что эта эмоция сопутствует либо желанию, либо страху, самостоятельно она не существует. Хотим мы этого или нет, но гнев не может существовать независимого – он всегда следствие. Даже если тебе кажется, что ты слегка раздражен без всяких оснований, просто потому что устал, поверь: причина твоего раздражения кроется в том, что в течение дня какое-то из твоих желаний не получило своей реализации.
Запрет на выражение гнева приводит к тому, что он, будучи подавленным, не исчезает, а наоборот, накапливается в нашей психике и в теле. Так же, как в случае со страхом, избыток гнева внутри приводит к тому, что первой реакцией на любую новость или событие будет именно гнев, а уже спустя некоторое время приходят чувства более адекватные случившемуся. Любая доминирующая эмоция будет окрашивать все в жизни человека в свой цвет. Она будет фильтром, через который вы воспринимаете окружающую реальность. Соответственно, испуганный человек будет искать безопасность, а агрессивный станет со всеми бороться: и с людьми, и с обстоятельствами. Именно гнев будет влиять на его модель поведения, поддерживая стереотипы мышления и восприятия, соответствующие идее бесконечной вражды, как если бы вся жизнь этого человека проходила на бойцовском ринге.
Очень часто запрет на прямое выражение гнева порождает ситуации, когда человек демонстрирует свои чувства опосредованно, обходя имеющееся внутренний запрет окольными путями. Таким проявлением, например, является обида. Она концентрирует то, что человек не может сказать, глядя в глаза своему обидчику. Это способ непрямой подачи гнева, когда один человек всем своим поведением показывает другому неприемлемость для себя действий последнего. Когда прямое выражение гнева не дает результата, либо мы не можем выразить гнев напрямую – он трансформируется в обиду. Например, когда наш партнер в бизнесе или в отношениях ведет себя не так, как нам бы хотелось, мы не всегда можем сказать ему об этом прямо, часто в силу наших собственных внутренних ограничений и социальной обусловленности. Мы избегаем «неприятного разговора», боясь испытать психологический дискомфорт от этого. При этом появившийся гнев трансформируется в обиду. Вместо того, чтобы сразу сказать другому человеку что-то напрямую, мы начинаем использовать различные техники манипулирования, чтобы получить желаемое. Мы начинаем вести себя надменно/пренебрежительно/холодно по отношению к партнеру, дистанцироваться от него. Либо мы пытаемся получить желаемое поведение через манипуляции на чувстве вины, жалости или долга. В итоге, мы либо добиваемся желаемого поведения, либо, с течением времени, обида проходит сама.
Нужно признать, что мы очень часто вынашиваем обиды многолетней давности так, как будто они были нанесены вчера. То, что можно было бы урегулировать сразу же, выразив гнев в момент его возникновения, мы несем в себе годами, наполняясь жалостью к себе и страдая. Вряд ли все это приносит нам счастье. Обида – бессмысленное мучение, изматывающее того, кто ее лелеет.
Нередко обида становится шаблоном поведения человека, и тогда его жизнь и жизнь его близких превращается в сплошное мучение. Тем не менее, от привычки обижаться можно избавиться, просто научившись выражать возникшую энергию гнева адекватным образом. Просто придерживаясь простого правила – сразу говорить, если тебя что-то обижает, беспокоит или раздражает, ты перестанешь накапливать обиду. Ты человек, живой, со своими эмоциями, а не машина по выдаче «правильных» реакций. Поэтому нет смысла прятать проявления своего гнева, необходимо адекватно его выражать. Пока мы не осознаем тот факт, что не выраженный гнев разрушает нас, отражаясь на здоровье и взаимоотношениях с людьми, нам будет очень трудно преодолеть запрет на проявление гнева. Пока мы не увидим, как внутри нас работает механизм, заставляющий подавлять свои естественные реакции и вызывающий чувство вины, если мы не справились с собой, мы не сможем ничего изменить.
Нам необходимо перестать накапливать в себе гнев и обиду. Для этого необходимо овладеть новым навыком. Этот навык заключается в овладении способности адекватного выражения своих эмоций. Суть этого навыка в том, чтобы начать искренне говорить вслух о своих чувствах, не отрицая и не боясь их. Наш страх показать свои истинные переживания способствует их подавлению. Мы стесняемся и боимся непонимания со стороны окружающих. Поэтому, начав искренне говорить о том, что мы чувствуем в данный момент, мы работаем над преодолением привычки прятаться от всех, включая себя. Искренне говоря о своих чувствах, мы получаем свободу, которой раньше не знали, и чувствуем себя значительно лучше. Окружающие люди это тоже ощущают. Искренность обезоруживает тех, с кем мы общаемся, и чаще всего им приходится отвечать нам тем же. Открывая свои чувства, мы ломаем барьеры, которые сами же воздвигли, и помогаем окружающим поступить так же.
Эта практика помогает научиться выражать свои эмоции прямо и адекватно. Рано или поздно наступит момент, когда ты сможешь высказать свои претензии кому бы то ни было в такой форме, которая его не оскорбит, но в то же время донесет суть твоего недовольства. Это является финалом работы с запретом на выражение гнева, поскольку умение спокойно и внятно сформулировать свои притязания – верный признак того, что ты владеешь ситуацией, а не ситуация тобой. Выражая свой гнев в момент его появления, ты получаешь гибкость, который раньше не знал.
Признай в себе право чувствовать то, что ты чувствуешь. Ведь нет ничего плохого в том, чтобы сказать обидчику, особенно если это близкий человек: «знаешь, твое поведение в отношении меня обижает меня, но я ценю наши отношения и хотел бы решить эту ситуацию самым конструктивным образом». Это позволит тебе находить выход из любых ситуаций, не накапливая в себе обиду. Выражая свои эмоции с момент их появления, ты начинаешь управлять любой ситуацией.
Адекватность наших реакций и действий тому, что происходит в данный момент, и есть признак нашей осознанности.