Анатомия эмоций. Радость

Радость - единственная из всех наших эмоций, которую люди стремятся испытывать снова и снова. Так же как гнев, тревога или грусть, радость не может существовать сама по себе, она является результатом удовлетворенного желания. Как и другие эмоции, радость может быть выражена в разной степени. В легкой она будет переживаться в виде хорошего приподнятого настроения, являя на своем пике состояние восторга или даже счастья. За отличным настроением и за мгновениями счастья всегда стоит реализованное желание и, соответственно, чем сильнее оно было, тем интенсивней будет радость, возникшая после его удовлетворения. В отличие от грусти, радость не растянута во времени, поскольку мы не стремимся подавлять ее. Мы всегда проживаем свою радость, позволяя ей свободно течь и раскрыться в полной мере. Будучи прожита полно, прочувствованная настолько глубоко, насколько это возможно, энергия этой эмоции быстро сходит на нет, оставляя после себя ощущение приятной усталости. Обычно на смену одному желанию быстро приходит новое, поэтому чувство радости быстро сменяется другими эмоциями.

Для современного человека чрезвычайно характерна излишняя сосредоточенность на том, что буддисты называют восемью мирскими заботами:

  1. Стремление приобрести материальные блага.
  2. Попытки сохранить уже имеющиеся материальные блага.
  3. Стремление к удовольствиям, вызываемым стимулами.
  4. Старание любой ценой избежать боли и дискомфорта.
  5. Жажда похвалы.
  6. Стремление избежать оскорблений.
  7. Забота о хорошей репутации.
  8. Страх опозориться.

В этих вещах нет ничего дурного, но человек может обладать всеми ими и все равно чувствовать себя неудовлетворенным. Мы попадаем в ловушку кратковременного чувства радости и эйфории, за которой всегда следует стремление к очередному, новому приятному впечатлению, какому угодно, главное, чтобы оно в очередной раз утолило нашу жажду. Старые цели быстро обесцениваются новыми и так и не приносят стабильного ощущения счастья и полноты жизни.

Так чего же мы по-настоящему ищем?

Будда предположил, что наше глубочайшее желание истинного счастья основано не на успешном приспособлении к внешним обстоятельствам, а на чем-то, что идет изнутри и не зависит от удач и неудач.

Давай признаем, ничья жизнь не свободна от проблем. Мы решаем проблемы и двигаемся в сторону удовольствий. Мы считаем, что, когда все проблемы будут решены – вот тогда и начнется настоящая жизнь. Но проблемы в нашей жизни никогда не закончатся, одни проблемы будут сменять другие, будет меняться их масштаб, но они всегда были и всегда будут.

Ты когда-нибудь замечал, что одни люди умудряются быть несчастными и впадают в пессимизм даже при внешнем благополучии, в то время как другие сохраняют спокойствие и позитивный настрой даже перед лицом трудностей? Получается, что зависимость между количеством удовольствий и твоим уровнем счастья не линейная. Так же, как и зависимость между количеством проблем и способностью испытывать радость от жизни.

Если твоя жизнь подчинена погоне за удовольствиями и желанию освободиться от проблем, то какой эмоциональный фон доминирует в твоей жизни в промежутках между получением очередной порции радости? Чаще всего это состояние можно описать как смутное чувство непрекращающегося беспокойства. Очередная порция внешних удовольствий лишь приглушает его, одно желание сменяется другим, но не приносит стабильного внутреннего ощущения гармонии и благополучия. Более того, даже в те периоды, когда дела идут относительно стабильно, наше настроение бывает крайне негативным. Настроение человека обусловлено множеством биохимических реакций, поэтому не всегда бывает стабильным и предсказуемым.

Мысли и эмоции возникают спонтанно и неподконтрольно. То, как ты встречаешь их – вот что по-настоящему важно.

Состояние радости, обусловленное внешними обстоятельствами и нашим настроением, слишком кратковременно и ненадежно. Большинство духовных практик направлены на обретение более надежного, более стабильного, более глубокого состояния счастья и внутреннего благополучия, чем радость, обусловленная внешними стимулами. Идея поиска стабильного внутреннего благополучия, выходящего за рамки физических удовольствий существует уже тысячи лет и проглядывает во многих религиях. Тем не менее, большинство людей по-прежнему ставит знак равенства между счастьем и удовлетворением от получения какой-либо вещи или впечатления.

Буддизм с этой точки зрения весьма практичен, ведь он предлагает не столько систему убеждений, сколько набор простых и понятных практических инструментов для изучения природы ума и развития навыков для работы со своими мыслями и эмоциями. С точки зрения Буддизма состояние внутреннего счастья достигается через постижение принципов работы ума. В этом контексте счастье можно представить не как эмоциональное состояние, лишенное боли и проблем, которое следует искать, а как модель мышления, которую можно в себе развить. Важно понимать разницу, между эмоцией радости и внутренним счастьем. Внутреннее счастье – это состояние наполненности и спокойствия, которое всегда с тобой, оно не подвластно эмоциям, которые ты сейчас переживаешь. Ты можешь сохранить его в периоды гнева и страха так же надежно, как в периоды смеха и радости. Состояние внутреннего счастья не обязательно будет заставлять тебя хохотать от смеха каждый день или пребывать в состоянии не проходящей радости, но подарит покой и ощущение, что все идет своим чередом, даже когда события в твоей жизни складываются не лучшим образом и тебя обуревают негативные мысли.

Важно понимать, что поиск внутреннего источника счастья не приводит к аскетизму в реальной жизни и отказу от удовольствий. Но жизнь будет намного более комфортной, если научиться сохранять душевный покой в любой ситуации.

Большая ошибка заключается в том, что многие из людей, ставших на путь духовного развития и самопознания стремятся к некоему особому состоянию сознания. В этом состоянии жизнь легка и все происходящее приносит только радость. Это состояние всеобъемлющего блаженства противопоставляется реальной жизни, в которой мы, так или иначе, сталкиваемся с дискомфортом, болью и страданиями. А, поскольку никто не любит чувствовать боль и страдания, так велик соблазн искать состояние, в котором их нет.

Существует множество учений, в том числе религиозных, где в награду за духовный поиск человек обретает состояние блаженства. Кроме того, существует большое количество учителей, которые с высоты собственных знаний и опыта описывают доступное им состояние, как всеобъемлющее непроходящее счастье. Но дело в том, что состояние блаженства для каждого из нас субъективно и, через призму нашего жизненного опыта, низводится для каждого из нас до вполне конкретных и осязаемых состояний. Наш предыдущий опыт дает нам возможность осмыслить для себя это состояние, делая его еще более притягательным. Важно понимать, что ни медитация сама по себе, ни практики осознанности ни приведут нас к постоянному переживанию этого состояния блаженства и счастья. Это лишь инструменты, которые дают нам возможность лучше понять природу нашего собственного ума. Понять, что страдание, от которого мы так хотим избавиться – это лишь продукт нашего собственного мышления.

Осознанность не наделяет нас состоянием блаженства, но, в то же время, дает нам возможность работать со своими эмоциями, мыслями, страхами и желаниями. А с изменением отношения к собственным мыслям, эмоциям и восприятию дискомфорта, необходимость поиска состояния не проходящего счастья отпадает. Понимание механизмов работы нашего ума и умение работать с нашими мыслями и эмоциями делает нас более гармоничными и жизнерадостными здесь и сейчас.

Идея непроходящего блаженства утопична. Она предлагает бегство от реальности в некий идеалистичный сказочный мир, где нет боли и страданий.

Правда заключается в том, что обрести внутреннюю гармонию мы сможем лишь тогда, когда научимся работать с нашими мыслями и эмоциями здесь и сейчас, в реальной жизни. Проблема нашего эмоционального состояния заключается не в том, что оно плохое или хорошее, а в том, что оно нестабильно и слишком зависимо от внешних факторов. Изучение природы нашего ума позволяет сделать эмоциональное состояние более стабильным и независимым от внешних факторов.

2 марта 2018, 2518 дн. назад
Лучшие статьи
Осознанность
Вторжение прошлого в восприятие настоящего. Или как мы умираем при жизни
11 мин. на чтение
Медитация
Польза медитации: нейропластичность мозга
8 мин. на чтение
Медитация
Польза медитации: здоровье и психика
7 мин. на чтение
Авторский курс
Школа безмятежности. Бесплатное участие

10 лет опыта осознанной жизни и знания от лучших западных учителей, уложенные в простые занятия по 20 минут с практикой медитации. Удобный онлайн-доступ через личный кабинет.

Принять участие бесплатно
Об этом сайте
Пробудись к жизни. Дополни практики медитации необходимыми теоретическими знаниями, которые помогут обрести гармонию с собой и жить жизнью, полной смысла, радости и счастья.
Наверх
Обратная связь
Почта
abergos@mail.ru
Авторские права
2016 © Авторский проект о медитации и осознанной жизни Андрея Абергоса
Скачать брендбук этой компании

Кодинг и дизайн: Андрей Сергеев
Сообщить об ошибке
2025 © Сделано бережно и с уважением в студии Андрея Сергеева для Андрея Ковешникова.